Меню
Рукополь 

Родителям о ФГОС

Первоклашки, которым домашние задания не задают («не положено»), с величайшим наслаждением раскладывают дома книжки и тетрадки, достают прописи, что-то там дописывают, штрихуют, раскрашивают. И на вопрос: «Чем ты занимаешься?» важно отвечают: «Уроки делаю!» Но проходит несколько лет и многое меняется. Куда-то исчезает ощущение серьезности момента!


Попробуем понять, почему это происходит, и для начала определимся, нужны ли домашние задания ученикам? Самостоятельная домашняя работа предлагается учителем не для того, чтобы переложить часть своей работы на плечи ученика. Выполненная без непосредственного контроля учителем качества, она требует от ребенка особой организованности. Важен именно опыт самостоятельной работы! Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы, но не всегда действенны.

1. Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Поэтому совместно с ребенком решите, в какое время он будет делать задания. Это поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Замечу, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

2. Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу у младших школьников, а у ребят постарше – факт ее наличия. Такое поведение взрослых порождает ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.

3. Важно и то, как проверять. Как правило, мы обращаем внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Если же родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого

4. Иногда детям трудно выбрать, с какого задания начинать. Поэтому целесообразно предложить им начинать с самых легких. Таким образом, оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
5. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

Часто родители говорят, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося невыполненные задания домой.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не нужно немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего уроки. Постепенно следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно. 6.. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20—30 минут. И не забывайте — паузы после 20—30-минутной работы обязательны.
          Проследите, насколько оправдано длительное «сидение за уроками». Ведь одно дело, когда школьник все это время действительно работает, а задание и в самом деле требует столько времени на выполнение! Однако, если вы видите, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие.

Сегодня мы остановились лишь на вопросах организации домашнего труда школьника, стремясь заострить ваше внимание, казалось бы, на мелочах.


 

Гиперактивный ребенок в школе.

 

            Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они "не слышат", все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Cовременная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка. Именно поэтому можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было один-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.
            Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков  выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка. При этом, увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок, приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения могут возникать из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

         Система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.
И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно — это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, т. к. позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям

          Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи перекликаются настолько, что невозможно провести разграничительную черту между ними.
         Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Межмуниципальный

фестиваль красоты « Феерия красоты»

День Знаний

Лучший ученический класс – 2017

«Роза ветров – 2017»

Критерии

и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников общеобразовательного учреждения

Проверка PR и ТИЦ Счетчик PR-CY.Rank